Личный сайт воспитателя Сержантовой Ольги Николаевны

КАК ОТУЧИТЬ МАЛЫША ОТ ПЛОХИХ СЛОВ

К сожалению, встреча с жизнью даёт не только добрые примеры, но и такие, от которых хотелось бы уберечь наших детей. Но изолировать ребёнка от жизни невозможно. И всё-таки к одним детям пристаёт дурное, а к другим – нет. Почему? Конечно, не потому, что их держат под стеклянным колпаком. Причина другая – срабатывает иммунитет против плохого.

Это иммунитет не врождённый, а приобретённый. Начинается он со знакомства со словом «нельзя». Это первое нравственное понятие, которое усваивается малышом. «Нельзя» – это значит «остановись, это не дозволено!» Родительское «нельзя» для самых маленьких детей всегда звучит авторитетно. И родители этот авторитет должны поддерживать. Нельзя – значит нельзя! Никаких вариантов быть не может. Пусть этот авторитет сохранится подольше.

Впервые «плохие слова» появляются в речи ребёнка примерно трёхлетнего возраста. Трёхлетки чутки ко всему, что видят и слышат впервые, у них высоко развито стремление к подражанию. В этот период интенсивно развивается речь ребёнка, накапливается, расширяется запас слов. Причём, плохое слово для него ничем не отличается от множества других, услышанных впервые. Новое, непонятное слово малыш стремится не столько осмыслить, сколько запомнить. Иногда он повторяет слово, произносит нараспев, играя звуками.

Так что, если ребёнок «принёс» плохое слово, не следует рассматривать это как проявление дурных наклонностей. Не нужно ругать, стыдить, наказывать ребёнка, который без вины виноват. К тому же такие меры воздействия могут привести к обратному результату. Неприятные переживания (в связи с наказанием) могут заострить, привлечь внимание ребёнка к слову, из-за которого произошёл скандал. Может случиться, что у ребёнка появится нездоровый интерес к запретным словам и малыш будет их употреблять уже втайне от родителей. 

Как же помочь ребёнку избавиться от плохих слов? Прежде всего – попробовать использовать прежний авторитете слова «нельзя». Получится – отлично! Но вполне может быть, что на ребёнка не будут действовать родительские запреты.

Если учесть, что 3-х летний малыш ещё не понимает смысла плохого слова, а произносит его потому, что оно новое, то лучше всего создать такую ситуацию, которая отвлечёт, захватит ребёнка, перевесит интерес к новому слову, поможет исключить, стереть из детской памяти ненужную информацию. Скажем, в нужный момент обратитесь к ребёнку с несложным, но интересным поручением: «Помоги мне приладить полочку…». Или пригласите вместе посмотреть книжку. Переключить внимание ребёнка несложно, если вы знаете, что его интересует, что он любит, что производит на него сильное впечатление. Ребёнок увлечётся книжкой, игрой, интересным делом, забыв о том, что его только что занимали какие-то непонятные слова.

Можно использовать стремление ребёнка подражать старшим, в первую очередь тем, кого он любит. Объяснить ему: «Это – некрасивые, плохие слова. Мама и папа таких слов не говорят, и ты не должен». Важно, чтобы ребёнок почувствовал: мама не только огорчена случившимся, но и надеется на сына: «Серёжа – хороший мальчик. Он такого больше не скажет». Ободряющие слова взрослых вызовут у ребёнка желание стать лучше, он сам станет к этому стремиться.

Постарайтесь поддерживать и развивать у ребёнка интерес к слову. В трёхлетнем возрасте дети активно пополняют свой словарный запас. В этом помогут книги. Пусть ребёнок вслушивается в напевность, музыкальность стихов, постигает самобытность русского языка в сказках. Красота родного языка, которую почувствует и воспримет ребёнок, поможет ему стать невосприимчивым к дурному слову. 

29 июня 2017 в 13:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.