Личный сайт воспитателя Сержантовой Ольги Николаевны

Игры и задания на развитие произвольного внимания

 Игра «Обезьянки» 

Для игры понадобятся два одинаковых набора из 5-7 кубиков, если игра проводится с одним ребенком. Если детей больше, то каждому ребенку выдается по одинаковому набору кубиков. Чем младше ребенок, тем меньшее количество кубиков должно быть в наборе.
Перед началом игры задайте вопросы и расскажите правила игры: «Кто знает, кто такие обезьянки?» - спросите ребёнка. «А что обезьянки любят делать больше всего? Больше всего обезьянки любят передразнивать и повторять всё что видят. Давайте поиграем в обезьянок. Я буду строить, а вы повторяйте всё за мной, и мои движения и то, как я складываю кубики» 
Затем начинайте складывать разные фигуры и конструкции из кубиков, а дети за вами пусть повторяют. Для игры можно использовать не только кубики, но и другие подходящие материалы. Например, счётные палочки, карточки, детали конструктора.

rzwrvTTM6e3SiX-xBCvFv2Lm2GzeNv-g8rywRcgB4jj61XUAi60JiyL5sp53YLs1Mv-x1oX1-cfUM6t3K17neG8bmgIC7_r20SB7dG8ghm9cBmXlG1Z1YB8jys__BtrJIsUxA9ZDJ-iiV6yjXg
Игра «Обезьянки танцуют» 
В эту игру можно играть как дома, так и на прогулке или в любом другом месте. Это вариация на тему игры «Обезьянки», только без кубиков или других вспомогательных материалов. 
Предложите ребенку или группе детей копировать все ваши движения так же, как это делают обезьянки. И показывайте разные движения: поднимайте руки, хлопайте, приседайте и так далее. Движения чередуйте и постепенно скорость смены движений увеличивайте. Ребёнок должен успевать повторять все движения за Вами.

rzwrvTTM6e3SiX-xBCvFv2Lm2GzeNv-g8rywRcgB4jj61XUAi60JiyL5sp53YLs1Mv-x1oX1-cfUM6t3K17neG8bmgIC7_r20SB7dG8ghm9cBmXlG1Z1YB8jys__BtrJIsUxA9ZDJ-iiV6yjXg
Игра «Золушка»
Для игры понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы. 
Смешайте по несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в отдельные тарелочки, или просто кучки. 
Чем старше ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать. Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха. Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу. 
В эту игру можно играть на кухне, пока мама (или кто-то из взрослых) готовит еду. В таком случае мама просит ребёнка, помочь ей навести порядок.

rzwrvTTM6e3SiX-xBCvFv2Lm2GzeNv-g8rywRcgB4jj61XUAi60JiyL5sp53YLs1Mv-x1oX1-cfUM6t3K17neG8bmgIC7_r20SB7dG8ghm9cBmXlG1Z1YB8jys__BtrJIsUxA9ZDJ-iiV6yjXg
Игра «Наведем порядок»
В эту игру лучше всего играть, когда в комнате разбросано много разных по величине или цвету игрушек. Приготовьте несколько разных ящичков и попросите ребёнка (или детей) помочь вам навести порядок. Но порядок не простой, а самый настоящий, когда не только в комнате будет чисто, но и игрушкам будет удобно. Объясните, в какой ящик, какие игрушки надо складывать. Игрушки надо рассортировать по каким-то признакам. Например, в один ящик все большие и мягкие игрушки, в другой ящик все маленькие и красные игрушки, в третий ящик все деревянные игрушки.
Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть инструкции. Если для трёхлетнего малыша достаточно одного признака (например, по цвету или размеру), то пятилетнему можно уже усложнять задания. Например, можно попросить в один ящик сложить все деревянные большие и зеленые предметы, в другой все пластмассовые маленькие черные, в третий ящик все пластмассовые большие синие. Признаки, по которым сортируются игрушки, вы выбираете сами, исходя из того, что разбросано и какой возраст у ребенка.

rzwrvTTM6e3SiX-xBCvFv2Lm2GzeNv-g8rywRcgB4jj61XUAi60JiyL5sp53YLs1Mv-x1oX1-cfUM6t3K17neG8bmgIC7_r20SB7dG8ghm9cBmXlG1Z1YB8jys__BtrJIsUxA9ZDJ-iiV6yjXg
Игра «Наблюдатель» 
В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Если вы с ребёнком находитесь в комнате, попросите ребёнка осмотреться и назвать все круглые предметы в комнате, потом все красные, потом все твёрдые и так далее. Для трёхлетних малышей признаки, по которым ему надо называть предметы, должны быть совсем простыми, например, только по цвету или форме. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть признаки. Пятилетним детям уже можно давать задания назвать все гладкие предметы в комнате, все шершавые, все деревянные, все пластмассовые, все мягкие.
На прогулке можно попросить малыша называть всё подряд, что он видит на улице, а уже потом давать задания называть предметы по каким-либо признакам.

rzwrvTTM6e3SiX-xBCvFv2Lm2GzeNv-g8rywRcgB4jj61XUAi60JiyL5sp53YLs1Mv-x1oX1-cfUM6t3K17neG8bmgIC7_r20SB7dG8ghm9cBmXlG1Z1YB8jys__BtrJIsUxA9ZDJ-iiV6yjXg
Игра «Угадай, что я вижу»
Договоритесь с ребёнком, что Вы будете на что-то смотреть, а малыш должен угадать, на что именно вы смотрите. Потом поменяйтесь ролями.
В эту игру можно играть где угодно, хоть дома, хоть на прогулке. Если в игре участвует несколько детей, то каждый по очереди на что-то смотрит, а остальные угадывают.

rzwrvTTM6e3SiX-xBCvFv2Lm2GzeNv-g8rywRcgB4jj61XUAi60JiyL5sp53YLs1Mv-x1oX1-cfUM6t3K17neG8bmgIC7_r20SB7dG8ghm9cBmXlG1Z1YB8jys__BtrJIsUxA9ZDJ-iiV6yjXg
Игра «Прыгающая лягушка»
Для игры понадобится лист бумаги, на котором нарисован квадрат из 9 клеток: 3 на 3. В центре квадрата нарисуйте или наклейте вырезанную из бумаги лягушку.
Взрослый кладёт лист перед малышом и предлагает ему по команде мысленно перемещать лягушку по квадратам. Взрослый начинает игру и говорит: «вверх», «вправо», «вниз», «влево», «ещё раз влево». Ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда лягушка «выпрыгнула» за пределы квадрата. После этого игра начинается сначала.
Перед началом игры убедитесь, что ребёнок ориентируются на листе бумаги. Покажите ему, где верх, низ, право и лево. На примере объясните малышу, как прыгает лягушка, показывая карандашом на нужные квадраты. Обязательно в примере покажите, как лягушка выпрыгивает за пределы квадрата и что в этот момент надо хлопнуть в ладоши.

rzwrvTTM6e3SiX-xBCvFv2Lm2GzeNv-g8rywRcgB4jj61XUAi60JiyL5sp53YLs1Mv-x1oX1-cfUM6t3K17neG8bmgIC7_r20SB7dG8ghm9cBmXlG1Z1YB8jys__BtrJIsUxA9ZDJ-iiV6yjXg
Игра «Пуговица»
Для игры понадобятся два одинаковых набора из 3-7 разных пуговиц, два игровых поля - квадратные листы бумаги, разделённые на клетки и такого же размера два чистых листа. 
Сядьте с ребёнком друг напротив друга. Перед собой и перед ребёнком положите набор пуговиц, игровое поле и чистый лист бумаги. Начните игру, расставив на своём поле по разным квадратам 3 пуговицы. Предложите малышу запомнить, как они лежат. Ребёнок должен посмотреть и запомнить где какая пуговица лежит. После этого закройте чистым листом бумаги свое игровое поле, а ребёнок должен повторить расположение пуговиц на своем поле.
Если ребёнок угадывает, ход переходит к нему, и тогда он на своём поле выкладывает пуговицы. Вам надо запомнить и когда малыш закроет своё игровое поле бумагой, выложите пуговицы на своём поле. Постепенно игра может усложняться и пуговиц становиться больше.
Когда дети подрастают, то их можно сажать играть в эту игру самостоятельно по два игрока за столом. Главное объяснить им правила игры и проследить, что они правильно всё поняли.

rzwrvTTM6e3SiX-xBCvFv2Lm2GzeNv-g8rywRcgB4jj61XUAi60JiyL5sp53YLs1Mv-x1oX1-cfUM6t3K17neG8bmgIC7_r20SB7dG8ghm9cBmXlG1Z1YB8jys__BtrJIsUxA9ZDJ-iiV6yjXg
Игра «Найди пуговицу»
Для игры понадобится шкатулка с разными пуговицами и 2-4 вещи из одежды. 
Предложите ребёнку для каждой вещи выбрать из шкатулки определённого вида пуговицы. Например, к рубашке подойдут круглые пуговки с двумя дырочками, к юбке надо подобрать большие пуговки с петелькой, к брюкам пуговицы с четырьмя дырочками и так далее.
Если детей несколько, то каждому даётся одна вещь и ребёнок должен выбирать определённого вида пуговицы только для своей вещи.

Примечание: Игры с пуговицами способствуют развитию всех свойств внимания: устойчивости, концентрации, избирательности и распределению.


19 мая 2020 в 14:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.