Личный сайт воспитателя Сержантовой Ольги Николаевны

Кризис 7 лет. Развитие личности дошкольника

Дошкольное детство — прежде всего период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Очень важны процессы идентификации — отождествления себя с другими людьми, через идентификацию ребенок примеряет на себя социальные роли, рисует образ своего будущего. Не менее важна и персонализация, то

есть реализация себя в обществе, которая у ребенка выступает как потребность во внимании, уважении, оценке. Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем. Вот как говорят дети: «Когда я был маленьким. Когда я вырасту большой».

У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от обиды и боли, а девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. В ходе развития ребенок начинает

присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Эмоциональному развитию дошкольника, пожалуй, более всего способствует детский коллектив. В ходе совместной деятельности у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание). В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер

неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных текущей ситуацией. Регуляторами поведения на рубеже раннего и дошкольного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого. Теперь же мотивы приобретают характер обобщенных намерений,

начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания.

К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнообразные виды мотивов:

игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых;

мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми;

познавательные;

соревновательные;

общественные, нравственные мотивы;

мотивы самолюбия и самоутверждения.

Ребенок сейчас стремится «быть хорошим», поэтому, с одной стороны, он хочет действовать по своему желанию, а с другой — соответствовать требованиям значимых взрослых. Такой внутренний конфликт приводит к возникновению соподчинения мотивов, к выделению главных и

второстепенных мотивов. Возникают первичные этические инстанции — происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми.

Потребность быть признанным очень важна для ребенка сейчас, она направляет его действия и общение со взрослыми и сверстниками, формирует личность в позитивном ключе, закладывает адекватную самооценку. Однако реализация этой же потребности может привести и к

негативным образованиям — лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого — и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка. В самооценку

входят оценка собственных умений и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе. Появляется возможность перехода к неигровой деятельности — учебе и труду. Ребенок хочет повысить свой статус, став школьником, мечтает, чтоб его учебная деятельность оценивалась высоко («Я буду получать только пятерки!»). Так у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе. Кризис семи лет психологи считают малым (к примеру, кризис 3 лет относится к большим). Малые кризисы протекают внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. Психологи считают этот кризис поворотным в развитии самоотношения и личности ребенка. Складывается более критичная оценка себя, формируются оценочные представления

о себе. Оценка детьми своих возможностей и качеств становится более адекватной. Одним из главных факторов, влияющих на процесс становления самосознания ребенка, является оценка взрослого. Излишняя критичность, завышенные ожидания, недостаток любви закладывают заниженную самооценку. Сначала самооценка выступает как общеположительное отношение к самому себе, и она естественным образом завышена. Потом появляется оценка своих результатов, потом — качеств,

которые позволяют их достичь, и в последнюю очередь — обобщенных личностных качеств, таких, как доброта, самостоятельность и т.п.

Потребность в сохранении позитивной самооценки выражается в уровне притязаний — стремлении к достижению целей того или иного уровня сложности. И тут важно именно субъективное

восприятие ребенком своей деятельности как успешной или неуспешной, а оно берет начало в оценке значимых взрослых. В этом возрасте уже можно различить поведение детей, которые стремятся к успеху или избеганию неудач. Также старший дошкольник осознает свое место в системе социальных отношений. Ему понятен свой статус в детской группе и в мире взрослых.

31 октября 2021 в 21:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.