Личный сайт воспитателя Сержантовой Ольги Николаевны

семинар - практикум « Экологическое воспитание »

 Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить  профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами  .

 Подготовка к семинару – практикуму:

  1. Подобрать вопросы для деловой игры, составить конспект.
  2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
  3. Педагогам:Д,З по теме экологии

                                  Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов  Ход семинара:

Вступительное слово.

Эту истину знаю от роду

                                                                           И ее никогда не таю:

                                                                           Кто не любит родную природу,

                                                                           Тот не любит отчизну свою!

  На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души»,  «экология человека» и некоторых других.

    Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования.  При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

  Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников   с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической  образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.

     Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного  повысить её; поделиться опытом  использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.

.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то

 первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

 И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

 

 

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются  такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

 Назовите элементы предметно – развивающей среды  детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература;; мини-огороды в групповых помещениях.).

6. Упражнение «Дайте оценку» Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку. 1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор: - Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине. - Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит? - Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно. Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев». 2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку». 3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил: - Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся». Участники сначала обсуждают ситуацию в командах, а затем выражают свое видение коллегам. После совместного обсуждения психолог оценивает работу команд и подводит итоги. Такие упражнения побуждают воспитателей к более

 

  Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития  их  творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

    Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой

блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

 - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

3 конкурс. Викторина «Мы любим природу».

= 1. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинке? (по запаху)

= 2. Какие насекомые муравьи? (хищные)

= 3. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)

= 4. Кто пьёт кровь: комары - самки или комары – самцы? (самки)

= 5. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

= 6. Кого вы знаете из пресмыкающихся? (ящерицы, змеи)

= 7. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

= 8. Вскармливают ли родители-ужи своих детёнышей-ужат? (нет)

= 9. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

= 10. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)

= 11. У кого из зверей самый длинный прыжок? (кенгуру, олень, заяц, лошадь)

= 12. Как называется заповедник, где выращивают и разводят

зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)

= 13. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дупле)

= 14. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

= 15. Кто видит ушами? (полевая мышь)

= 16. Где у кузнечика уши? (на ногах)

= 17. Есть ли у змеи уши? (нет)

= 18. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

Презентация№1

1. Блиц – турнир “ Подумай и ответь”.

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Что такое драматизация? (Инсценирование произведения)

З. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

4. Спектакль какой-то необычный,

Здесь все поют, потом прилично! (опера)

5. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки -все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь, его знаки увидит и поймет, что место занято.)

6. Назовите этот вид театра (показ слайда)

7. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

8. Площадка, на которой происходят спектакли? (сцена)

9. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

10. Коллектив актеров театра? (труппа)

11. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

12. Что такое «вертеп»? (кукольный театр

                                              конкурс

                                Домашнее задание

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.  Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключении я хотела бы вам предложить оценить степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»,; желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности

в этой области достаточно высок».

»

Вед. Вот и подошел к концу наш семинар – практикум. Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»,; желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности

в этой области достаточно высок».

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/04/21/seminar-praktikum-ekologicheskoe-vospitanie-v-ramkah-fgos

5 мая 2023 в 14:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.