Личный сайт воспитателя Сержантовой Ольги Николаевны

Семинар-практикум «Организация экологического воспитания в ДОУ в соответствии с ФГОС»

 I. Теоретическая часть:

• Презентация «Организация экологического воспитания в ДОУ в соответствии с ФГОС»

• Блиц-опрос (каждому воспитателю задается по одному вопросу).

II. Практическая часть

— Экологический тренинг (под звуки леса)

Работа в командах:

• Игра «Ассоциации».

• Модель педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (с примерами)

• Методы и формы работы по экологическому воспитанию.

• Составить систему вопросов для бесед с детьми по выбранной теме («Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Деревья»)

Рефлексия.

Ход семинара

Презентация «Организация экологического воспитания в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум, его тему вы видите на слайде (слайд 1, т. е. сегодня мы с вами, благодаря семинару, отправимся в «Путешествие в экологию». Цель и задачи семинара представлены на слайде. (Слайд 2)

Как приятно, что мы имеем возможность познать истинное удовольствие от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев, голоса любимых (Слайд 3)

Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии. Мы подготовили материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии, об экологическом образовании наших детей и повысить компетентность в вопросах экологического воспитания.

В дни радости и печали, в дни войны и в дни мира мы вовлекаем в наш труд и в нашу борьбу все стихии — Какие? Да, воду и землю, воздух и солнечные лучи (Слайд 4) предлагаю Вам встать в круг.

Игра «Четыре стихии»

Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

А сейчас я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух). (Педагоги выбирают эмблемы с изображениями и делятся на четыре команды). Все четыре стихии находятся в постоянной борьбе, вот и мы сейчас посмотрим, какая из стихий победит сегодня.

- Семинар предлагаю начать с дискуссии.

Блиц-опрос (каждой команде задается по одному вопросу).

- Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии? (каждая команда отвечает по очереди, другие команды, дополняют) (Слайд 5)

Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии. (Слайд 6)

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

А что такое экологическое воспитание? (Слайд 7)

Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

- Главная цель экологического воспитания? – формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий;

- формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. (Слайд 8)

Перед образовательными учреждениями также поставлена цель – формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными явлениями природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе (Слайд 9)

Как вы считаете, почему тема экологии является актуальной? Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. (Слайд 10)

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков. (Слайд 11)

Экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (задачи ФГОС ДОУ) (Слайд 12)

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Американский эколог Барри Коммонер сформулировал основные законы экологии так: (Слайд 13)

- ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ

- ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ

- ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ

- ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

- Как вы понимаете эти высказывания, приведите примеры

- ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

Запускаем ракеты в космос, образуются озоновые дыры, нарушается баланс в воздушном пространстве, все влечет какие либо изменения, соответственно меняется экология. Простой пример: несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется что то другое, не свойственное данным местам, уходят какие то грызуны, которые тут раньше всегда были и так далее.

- ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

Отходы одних живых организмов, останки организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.

- ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

(ничто не дается даром)

Чтобы чего–нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

- ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам. Более подробно с законами можно ознакомиться в книге Барри Коммонера «Замыкающийся круг».

Исходя из этих законов, можем с уверенностью сказать: если пыль существует, значит это для чего–нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду маленьких детей: ведь несложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности предметов. Воспитательный плюс в пользу пыли: она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания, то среди них будут: (Слайд 14):

- введение ребенка в мир природы,

- формирование у детей элементарной системы знаний о природе,

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование у детей трудовых навыков и умений,

- формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Давайте рассмотрим основные линии экологического образования дошкольников, т. е. одну из структур экологического образования «Наш дом природа», которая представлена на слайде (Слайд 15)

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой (Слайд 16)

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина», затем - с компонентом, включающий живую и неживую природу («Почва», и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные» (Слайд 17)

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»). (Слайд 18)

Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения. (Слайд 19)

Обсуждая вопрос об экологическом воспитании дошкольником, должны понимать, что среда в учреждении должна создавать условия для: (Слайд 20)

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

- формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

- экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

С введением ФГОС определили требования к развивающей предметно – пространственной среде, вы с ними знакомы.

Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в вашем детском саду – ответы коллег (Слайд 21):

- экологические центры, экологические комнаты (лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные центры, уголки природы в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки.

- в уголке природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки, паспорта растений, мини огороды в группе и др.

Говоря об элементах развивающей предметно – пространственной среды, мы назвали один из таких элементов - экологическая тропа. Я бы хотела немного затронуть этот вопрос. В вашем детском саду вновь начинает функционировать экологическая тропа.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов экологической тропы в нашем детском саду были выбраны - естественные и искусственно созданные объекты. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, надо постараться максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. К выбору объектов и их созданию должны привлекаться родители и дети, например, родители принимают участие в посадке лекарственных растений (подорожник, мать – и – мачеха). Тем самым детям дается возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети бережно относятся к ней, считают своей, проявляют больший интерес.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними можно выбрать «хозяина тропинки», еще интереснее, если в каждой группе будет свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Земляничка, Божья коровка и др. Можно сделать так, что на каждой станции детей будет встречать свой герой или каждую прогулку будет сопровождать один герой, но каждый раз разный.

Какие рекомендации вы можете предложить для работы на экологической тропе: (Слайд 22)

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании, необходимо использовать разные методы и формы работы.

- Какие методы вы знаете? (Слайд 23-24)

- наглядные методы экологического воспитания детей ;

- практические методы экологического воспитания дошкольников;

- словесные методы экологического воспитания дошкольников.

Какие приемы экологического воспитания используете в работе:

- наглядные методы экологического воспитания детей (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов);

- практические методы экологического воспитания дошкольников (игра; элементарные опыты; моделирование);

- словесные методы экологического воспитания дошкольников (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы);

- Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (наблюдение);

- Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию - занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте). (Слайд 24)

Так как ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание не является исключением и также реализуется через игру.

- Предлагаю вам назвать несколько игр.

Сейчас мы с вами тоже будем играть, но после умственного труда надо расслабиться и отдохнуть.

— Экологический тренинг (под звуки леса)

Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем детском саду.

Игра «Экологическое лукошко»

А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко». Каждой команде предлагается ответить на 3 вопроса.

1. Наука о животных. (Зоология)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

3. Пингвин птица или животное? (Птица)

4. Наука о растениях. (Ботаника)

5. Какую траву любят кошки? (Валериана)

6. Самая высока трава? (Бамбук)

7. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

8. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

9. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

10. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

11. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

12. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Игра «Ассоциации»

Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации» (вхождение в тему, люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Ассоциации экологического содержания:

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

• со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

• с природным явлением;

• с животным (зверь, птица, насекомое);

• с растением (дерево, кустарник, цветок);

• с минералом.

Каждая команда составляет рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.

Модель педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (с примерами)

Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:

• по физической культуре;

• художественно-эстетическому развитию;

• музыке;

• в занятия познавательного цикла.

Составить систему вопросов для бесед с детьми по выбранной теме

На столе лежат карточки различных цветов, на которых указаны определенные темы. Вам необходимо составить систему вопросов для бесед с детьми по выбранной теме («Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Деревья»)

Рефлексия

Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета:

- красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»;

- желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;

- зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии. Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе.

14 февраля 2024 в 13:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.